Надрессорные балки являются элементом, который входит в конструкцию двухосных вагонных тележек. От технических характеристик этой детали напрямую зависят условия и продолжительность эксплуатации подвижного состава. Надрессорная балка соединяет две боковые части тележки (боковые рамы). Кроме того, этот элемент конструкции распределяет нагрузки на правый и левый рессорный комплект. Амортизация колебаний балки во время движения вагона осуществляется за счет поперечной упругости пружин, на которые она опирается.
Надрессорная балка конструктивно представляет собой пустотелый корпус, отлитый заодно с подпятником и полкой, к которой крепится кронштейн рычажной передачи тормозной системы. На корпусе предусмотрены и такие элементы, как:
- опоры для скользунов;
- выемки под клиновые амортизаторы;
- упоры, предотвращающие горизонтальное смещение относительно рессорного комплекта.
Под подпятником сделаны ребра жесткости, а также поддон под опору шкворня. Для упрощения обслуживания корпус имеет несколько технологических отверстий. Опорные поверхности под рессорный комплект располагаются справа и слева.
Подпятник надрессорной балки представляет собой плоскую поверхность, на которую опирается подпятник вагонной рамы. В центральной части этого элемента имеется стержень из стали, предотвращающий саморазборку соединения. Скользуны — устройства, состоящие из корпуса и съемного колпака, между которыми установлена прокладка, для регулирования зазора между надрессорной балкой тележки и рамой вагона.
Для изготовления балок используют формовочные машины поточных линий для подготовки полуформ, в которые заливают сталь. Затем отливки охлаждают, удаляют литники и переходят к процессу нормализации, позволяющему придать материалу мелкозернистую структуру и снять внутренние напряжения. Отливают надрессорные балки из сталей марок 20ГФЛ или 20ГЛ.
Процесс нормализации предполагает нагрев в специальных печах до температуры более 900°С и остывание в помещении цеха. После остывания надрессорные балки в дробеструйных камерах очищают от пригаров. Окончание изготовления проходит в механосборочном цеху, где сверлят предусмотренные в конструкции отверстия, растачивают подпятники. Производство балок предполагает строгий контроль каждой технологической операции.