Накаточные и тормозные горочные башмаки применяют в процессе эксплуатации различного подвижного состава. Такие изделия можно устанавливать на рельсы всех используемых типов. Применение вышеперечисленных видов башмаков позволяет исключить самопроизвольное движение вагонов с горки, а также устранить аварийные ситуации, связанные со сходом подвижного состава с рельсов. Башмаки могут иметь различную форму и вес в зависимости от назначения и условий использования.
Башмаки накаточные используют в процессе закатывания (подъема) сошедшего с рельс подвижного состава. Такие башмаки делают из стали марок СТ3, СТ-20-25Л и применяют для установки на рельсы Р43, Р50, Р65, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы. Конструктивные элементы соединены при помощи сварки. В комплекте предусмотрен левый и правый башмак, общий вес которых может составлять более двухсот кг. Помимо сварных накаточных башмаков выпускают и литые.
Установка башмаков позволяет установить подвижной состав на рельсы независимо от погодных условий. При этом обеспечивается возможность длительного многократного использования и требуемый уровень безопасности работы специалистов. Чтобы закатить подвижной состав, башмаки устанавливают друг напротив друга на соседних рельсах. Опора осуществляется на несколько шпал и рельс.
Для закрепления башмака используют подвижные штыри, задвигаемые в отверстия ребер. В комплекте предусмотрены и клинья, которые устанавливают в пазухи рельс. Прочность установки башмаков обеспечивается наличием поперечных ребер в нижней части и клиньями. В конструкции накаточного башмака есть низкие и высокие ребра жесткости, которые предназначены для взаимодействия с колесами и направления движения колесной пары на рельсы.
Использование тормозных горочных башмаков позволяет исключить самопроизвольное движение подвижного состава на подъездных и сортировочных путях. Для укладки и снятия башмака необходимо специальное приспособление, благодаря которому достигается необходимый уровень безопасности. Установка башмаков происходит на ходу (скорость до 16 км/ч) до полной остановки подвижного состава. Изготавливают башмаки из стали. Искробезопасные конструкции делают из латуни или алюминия. При установке башмака нижняя часть устанавливается на рельс, а верхняя упирается в колесо.